ИП: путевые листы, медосмотр и техосмотр
Сотрудники ГИБДД при выписывании штрафа могут полагаться на две статьи:
- Часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ.
- Статья 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно статье 12.3, ответственным за транспортное средство является водитель. Поэтому сотрудник ГАИ может выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 рублей либо сделать предупреждение.
По статье 12.31.1 штраф составляет до 20 000 руб. в случае привлечения к ответственности должностного лица предприятия. Размер штрафа способен достигать 100 000 рублей, когда ответственность будет нести лично юрлицо.
Штрафные санкции применяются не только за отсутствие путевого, но и за некорректное оформление данного документа. Основываясь на статью 12.31.1 КоАП РФ, при отсутствии соответствующей отметки от врача на путевом листе о медосмотре водителя, организация может быть оштрафована на 30 000 рублей, а ее должностное лицо – на 5000. Такая же сумма штрафа ожидает предприятие, если будут нарушены правила техосмотра автомобиля.
Стоит помнить, что при выявлении отсутствия путевого листа оштрафовать могут сразу и водителя, и юридическое лицо по двум статьям, приведенным выше.
Нужно уделить особое внимание примечанию в статье 12.31.1, где говорится, что частный предприниматель, который не оформился юридически, несет такую же полную ответственность, что и юрлицо. Индивидуальным предпринимателям стоит внимательно относиться к путевому листу, следить за его наличием и правильным оформлением.
Причем, как разъяснил Минтранс, это требование распространяется на все организации и ИП, эксплуатирующие транспортные средства.
При этом отметка о дате и времени проведения предрейсового медосмотра проставляется медицинским работником, производившим этот осмотр, и заверяется его штампом и подписью с указанием Ф.И.О.
А отметка о дате и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляется в путевом листе контролером техсостояния, который проводил соответствующий контроль, и заверяется его подписью с указанием фамилии и инициалов.
После чего был заключен договор с организацией, проводящей эти осмотры.
Нужны ли путевые листы ИП для грузоперевозки в случае, если он везет, допустим, садовый инвентарь к себе на дачу?
Если для личных нужд, то путевые листв не требуются. А вот для ведения предпринимательской деятельности обязательно. Потому что:
Согласно ч.2 ст.6 ФЗ от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152:
«Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.»
Подробнее вопрос рассмотрен вот в этой теме на форуме https://nalog-nalog.ru/forum/dlya-ip/nuzhen-li-putevoj-list-ip-bez-naemnyh-rabotnikov/
Так что в большинстве случаев при осуществлении грузоперевозки путевой лист ИП нужен.
Некоторым сотрудникам с разъездным характером работы или при выезде в командировку путевой лист выписывается на период 2 недели, а иногда и месяц. Сколько раз и как ставится отметка медика в путевом листе на месяц при условии, что сотрудник не возвращается в гараж.
В путевом листе обязательно указание даты, времени проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, с заверением его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. п. 7, Обязательных реквизитов утв. Приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152 и пп.16 Порядка, утв. Приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н).
Понятие "рейс" не установлено даже на уровне отраслевого законодательства в сфере транспорта. Но, поскольку в нормативных актах везде говорится о предрейсовом контроле, каждому выезду должна соответствовать одна отметка в путевом листе.
При этом если рейс, допустим в командировке длится несколько дней, то логично было бы проставить одну отметку медосмотра и одну отметку техосмотра при выезде сотрудника.
С другой стороны, если сотрудник каждый день выезжает и возвращается в гараж и при этом очень хочется выписать один путевой на месяц. То отметка медика в путевом листе на месяц должна, по моему мнению ставится ежедневно. Для этих целей, целесообразно в форме путевого листа предусмотреть дополнительные графы.