Можно ли утвердить форму путевого листа без отметок медработника и механика?

Люда 13
Постоянная ссылка #
Доброе утро! Подскажите,пожалуйста(ООО на УСНО), можно ли утвердить форму путевого листа без отметок медика и механика- не автотранспортная компания в штате водителей нет,взяли в аренду авто у сотрудника и у учредителя. Налоговая может придраться к такому путевому?спасибо за ответ!
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Из части 2 ст. 6 Федерального закона N 259-ФЗ следует, что путевой лист должен быть оформлен при перевозках пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 259-ФЗ. Нем указано, что его нормы действуют в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые или грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В целях применения Федерального закона N 259-ФЗ используются среди прочего следующие понятия:
- груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
- пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
Одновременно с этим в Правилах дорожного движения под пассажиром понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в ТС (садится на него) или выходит из ТС (сходит с него).
В п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 указано, что на юридические лица и ИП, которые осуществляют перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в ТС (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ). То есть путевой, выписанный по всем правилам вам нужен однозначно.
Среди обязательных реквизитов путевого листа согласно Приказу Минтранса РФ N 152 числятся сведения о водителе, которые включают в себя:
- фамилию, имя, отчество водителя;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителя.
Следовательно, утверждение формы путевого без указанных вами реквизитов – нарушение требований Минтранса.
С техосмотром, аналогичная ситуация, это обязательный реквизит.
Насколько важные и определяющие указанные отметки для налоговиков сказать сложно, так как в целях признания налоговых расходов они играют второстепенную роль, кроме того, списание ГСМ на производственные нужды может быть подтверждено и иными документами: приказ на командировку, накладные на перевозку и т.д. Тем не менее безопаснее все же иметь указанные отметки в форме путевого листа, поскольку в случае споров с налоговиками факт их отсутствия будет играть не в пользу налогоплательщика.
Люда 13
Постоянная ссылка #
спасибо
Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #
Присоединюсь к Сергею и буду краткой: не налоговую надо бояться, а проверку Минтранс-а. Нас уже за жадность наказали, сумма штрафа была немаленькая.
olkos2002
Постоянная ссылка #
Наш директор пришел к таким выводам, что для ЮЛ, которые не занимаются перевозкой пассажиров и грузов:
1. "Путевой лист" не нужен, т.к. ПЛ требует приказ минтранса 152 во исполнение ФЗ 259, который только для транспортных компаний.
2. Для налоговой достаточно собственноручно разработанного документа учета использования ТС с литражом, км и маршрутом без техника и медика (N 402-ФЗ и ст. 252 НК РФ)
3. Из всех журналов обязательный только журнал ДТП с ежемесячной сверкой в ГИБДД (ПП РФ от 29 июня 1995 г. N 647)

Медик, механик, инструктаж, ответственный за БДД, план по снижению и пр. вытекают из ст. 20 ФЗ 196 "О БДД".
Внизу статьи разъясняющий пункт:
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Т.е. Минтрансом с его приказом №7 от 15.01.2014г. И в нем все четко расписано что и как для транспортных компаний!!!

Таким образом, ст. 20 в части «перечня мероприятий» относятся к транспортным предприятиям, а остальное – ко всем. Из остального там только соблюдение ПДД (ссылка на ст.22), журнал ДТП и ОСАГО.

Проверять могут действительно раз год согласно ст. 30. "О БДД"
Пусть проверяют. Согласно ПП РФ от 19.08.2013 N 716 проверить смогут только соблюдение требований:
в) к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования
е) правил дорожного движения
А также проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства.

На наших автомашинах ездят только директор, главбух и снабженец, который в основном заключает договора на поставку. Ну, он может три банки краски привезти, что грузоперевозками не считается….
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
olkos2002 я восхищен смелостью вашего директора. Только у меня к вам маленький вопрос: к вам транспортная хоть раз приходила? У нас тоже производственная, не транспортная компания и транспорт в основном подвозит сырье и развозит офисный персонал по инстанциям, но список предписаний от транспортной инспекции, несмотря на то, что все делается в рамках закона, год от года меньше не становится.
И поверьте, они тоже все железобетонно аргументируют ссылками на законодательные акты. И мы вроде как "правильная" организация, ан нет, находят нарушения.
В указанных вами законах нигде четко не сказано, что путевые применяются только транспортными организациями и все. Если ссылаетесь на закон, а не на умозрительное заключение, приводите пож абзац, пункт и статью на основании которой делаете утверждение. Или процитируйте соответствующий абзац.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Дополню, для вашего случая, есть зацепка в ссылке на то ,что ваши сотрудники не работают водителями и возят только сами себя, не перевозят формально багаж (хотя тяжелая папка - это уже багаж), грузы или пассажиров.
При этом транспортная это компания или нет не играет роли.
Но если вы правовые базы посмотрите, то такой подход приводил компании, после штрафов ГИБДД за отсутствие путевого в суд. Если вы считаете практику судебных разбирательств (практически на ровном месте) для компании приемлемой, тогда можете делать, как сказал директор.
Но еще раз уточню, именно факт отнесения компании к транспортной или нет не играет роли, первична эксплуатация авто для перевозки пассажиров, багажа, грузов в интересах компании независимо от направления бизнеса и организационно правового статуса.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #

Еще процитирую приводимую вами ст. 20 ФЗ 196 "О БДД". если читать ее полностью, то: в п. ст. 20:

"1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны: и далее идет перечень мероприятий, но опускаемся ниже,

к п. 2:

"Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;"

Это касается медосмотров.

Если уж мы цитируем с вами законы, то процитируем и п.2 ст.6  Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ:
"Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство."

Опять н ислова про транспортные компании  и ще по моему мнению, под понятие "автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" подпадают в том чилсе и легковые автомобили.

Вопрос по легковушкам дискуссионный, но пока что железобетонных рагументов не писать для них путевые, даже если они используются для собственных нужд компании, не грозящих перспективой судебного разбирательства я не нашел.

А так, на практике, можно оценить риски и при желании пойти на них, все в ваших руках.

Тут, Roman, в свое время ерничал по поводу той же трудовой инспекции, мол все ею пугают, но она не такая страшная. На это можно сказать: раз на раз не приходится, на практике имели место и миллионные штрафы по казалось бы, неоднозначным нарушениям. Все зависит от того, наколько собственник компании готов идти на риск.

 

 

 

 

Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Ну и коль уж меня "понесло", то дополним все "вишенкой на торте" в виде Определения Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 234-О по медосмотрам и техосмотрам:
"на юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, лежит обязанность организовывать проведение обязательных медицинских осмотров, тогда как на их работников, выполняющих трудовую функцию водителя, возложена обязанность прохождения обязательного предрейсового медицинского осмотра, которая также признается их обязанностью в области охраны труда.
Соответственно, из действующего правового регулирования следует, что требования, касающиеся предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, обязательны как для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями и в связи с этим обязанных организовать проведение указанных осмотров водителей и транспортных средств, так и для водителей, которые не вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом без прохождения предрейсового медицинского осмотра и положительных результатов предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, и, следовательно, все указанные субъекты подлежат привлечению к административной ответственности на основании частей 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП Российской Федерации."
Екатерина78
Постоянная ссылка #
Коллеги, если путевой лист будет оформлен с нарушениями (без отметки о мед.осмотре и механика), то существует риск снятия расходов на топливо в налоговом учете. Это как минимум. Налоговая очень любит фразу "документально подтвержденные расходы". А без путевого листа Вы не сможете подтвердить покупку и списание резины, масла, омывайки, ТО, ОСАГО. И у меня сразу вопрос. Если путевые оформлены с нарушением законодательства, это значит нет путевых листов. А если нет путевых, это получается автомобиль не ездит. А в таком случае зачем вам авто, которое стоит? Амортизация тоже под вопросом.
Я не утверждаю; что это 100% снятие расходов. Но риск есть. И об этом надо знать и предупредить директора.
olkos2002
Постоянная ссылка #

Мы с нашим директором уже замучились дискутировать на эту тему. Я специально свое мнение не высказывала сразу, хотела узнать ваше. И кое-кого даже понесло...

Полностью согласна с вами Сергей. 

У нас это начиналось примерно также. Сначала был путевой лист, в котором не хотелось делать отметки врачей и техников. Кому охота лишние деньги платить за штампик? Особенно, если ваш директор такой же жмот, как и наш...

Тогда я спрашиваю, а нафига нам путевой лист вообще, если им только подтереться можно? Как документ его никуда не пришьешь и не приложишь. Ни налоговой, ни ГИБДДшникам, ни транспортной инспекции его в лицо не сунешь, он как бы есть, но по факту его нет, а есть штрафные санкции.

По поводу списания расходов они нам не нужны, мы на УСН доходы сейчас. Вот директор наш и вырабатывал стратегию тихо сам с собою, а может с кем посоветовался, в стране советов же воспитывался... 

В результате, он пришел с бумажкой, на которой все написано ровно так, как я написала выше, и сказал повесьте себе на видное место, и чтобы вопрос этот больше не поднимали. 

Ну я ему и сказала, чтобы ниже на этой самой бумажке он собственноручно написал, что это его единоличное решение, и все риски и штрафы по данному вопросу он берет на себя. Он так и сделал. Храню эту бумажку в сейфе под личным замком и рот не открываю...

Екатерина78
Постоянная ссылка #
Веселый у Вас директор))
olkos2002
Постоянная ссылка #
Ага, веселуха еще та бывает!!! На грани...
Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #
olkos2002, не кидайтесь в меня камнями сразу, но то, что у Вас УСН/доходы, совсем не означает, что путевые листы можно как попало заполнять и забить на все указиловки свыше.
Много их у Вас? Меня интересует цена вопроса. А то, призная путевой лист недействительным, ещё вменят доход Вашему же директору за использование служебного транспорта в личных целях - вот Вам и доначисление НДФЛ, фантазия у них богатая, знаете ли...
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Если в данной ситуации собственник идет на риск (именно собственник, а не наемный управленец), при том под всем подписался, то и фиг бы с ним.
Пару штрафов заплатит при случае, пересмотрит свое решение, но главное, чтоб вас olkos2002, даже при наличии бумажки, не сделали, как это у нас практикуется "козлом отпущения".
Просто_бухгалтер
Постоянная ссылка #
Согласна с Сергеем. У меня было 1000 и 1 раз: "А Вы мне ничего не говорили", поэтому я завела привычку всё письменно излагать в переписках, даже историю в WhatsApp сохраняю.
Люда 13
Постоянная ссылка #
Сколько людей ,столько мнений...мне 2 человека посоветовало свою форму разработать без учета отметок...у меня слов нет выдохлась...неделю уже думаю,как это все разрулить..сейчас изучаю материал по возможной компенсации личного авто...спасибо всем!
Екатерина78
Постоянная ссылка #
Люда 13, заводите этот вопрос на форум. Вместе порассуждаем.
Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение