Дополняющая форма СЗВ-М сдана позже срока сдачи. Что делать? Готовиться к штрафу?
Здравствуйте. Ситуация с этим отчетом спорная. Есть недавнее письмо ПФР от 28.03.2018 №19019/5602, где ПФР разъяснил, что представление дополнительных сведений по СЗВ-М по окончании установленного срока сдачи является нарушением. Чиновники обосновывают это тем, что информация о работниках была передана с нарушением сроков, а значит, первоначальные данные были неполными. На основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ организацию в таком случае следует штрафовать на 500 рублей за сокрытие данных в отношении каждого из подчиненных.
Однако есть сложившаяся судебная практика, которая противоречит мнению чиновников. Например, вам стоит ознакомиться с Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.01.2018 по делу № А07-16149/2017, где рассматривалось, будет ли штраф за дополняющую форму СЗВ-М. В данном случае суд встал на сторону предпринимателя и отказался назначать штраф. Судьи подчеркивают, что по закону санкции грозят страхователям в том случае, если неполные или недостоверные данные обнаружены при проверке. Но наказывать за добровольное выявление и исправление ошибок недопустимо. Кроме того, дополняющая СЗВ-М без штрафа может быть сдана, если работодатель уточнил (исправил) ранее поданные сведения на работников в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. В Постановлении суда также подчеркивается, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует «вследствие самостоятельного устранения ошибки в предоставленных сведениях».
Также можете ознакомиться с определением Верховного суда от 15.05.18 № 306-КГ18-4768. Верховный суд указал на неправомерность наложения штрафных санкций на страхователя, если он предоставил дополняющую форму СЗВ-М по «забытым» работникам после срока сдачи отчетности, но до того, как фонд обнаружил ошибку.
Я бы на вашем месте обратилась в суд. В свою защиту можно использовать следующие аргументы:
1) Тип формы «доп» (дополняющая форма) утвержден как раз для «дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.
2) В п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 года №766н сказано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются. Речь в данном пункте идет совсем не о застрахованных лицах, сведения о которых ранее предоставлялись в исходной форме, хотя ПФР зачастую именно так и трактует этот пункт Инструкции. На самом деле, это лишь домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС. Таким образом, застрахованным лицом является любое лицо, в том числе то, индивидуальные сведения на которое представлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».
3) Практически не возможна ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой. Поскольку ПФР активно использует современное программное обеспечение. Все программы ПФР легко могут сличить все три позиции: Ф.И.О, СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение проверки и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.
Резюмируя все вышесказанное, скажу, что есть смысл побороться с ПФР и отстоять свои права и интересы в суде.