что понимать под днем (моментом) выявления налогового правонарушения в тексте ст. 101.4 НК РФ

НКБ
Постоянная ссылка #

Ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления налогового правонарушения. Нигде не могу найти ответ на вопрос: ЧТО СЧИТАТЬ ДНЕМ или МОМЕНТОМ выявления налогового правонарушения в ходе иных мероприятий налогового контроля? Может быть, кто-нибудь подскажет?

Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #
В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях - по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
"Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким - либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, "если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному"
НКБ
Постоянная ссылка #
Спасибо большое за развернутый ответ. Моя ситуация такова: налоговая прислала требование о представлении пояснений в ходе камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2017 г. С просрочкой на 3 календарных дня была в налоговую была представлена корректирующая декларация по НДС. Дата подачи декларации - 11.12.17. 13.06.18. !!!, т.е. спустя полгода налоговая составила акт об обнаруженных ею фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении В акте - штраф по ст. 129.1 п. 1 - 5000 руб. Является ли в этом случае дата 11.12.17. (есть квитанция ФНС о приеме декларации) - днем выявления налогового правонарушения? и, соответственно, есть ли факт нарушения налоговой процедуры производства по делу о налоговых правонарушениях? Есть письмо ФНС от 09.08.16. № ГД-4-11/14515, в котором ФНС устанавливает момент налогового правонарушения, в случае непредставления в установленный срок расчета по форме 6-НДФЛ - это день (дата) фактического представления такого расчета. У нас случай идентичный, но представляли НДС, а не 6-НДФЛ, Можно ли в возражении на акт налоговой опереться на этот документ?
Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #
Не очень поняла, что с датами и что было раньше, что позже. Как вы ухитрились сдать декларацию за 4 квартал 2017 в декабре 2017? Или вы что-то путаете?
Roman
Постоянная ссылка #
Автор уточните даты. Когда была представлена первичная декларация, когда была была подана уточненная декларация? И потом вы то про требование налоговой пишите, то про акт.
Если у вас камералка НДС, то в случае выявления нарушений в ходе ее проведения должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки, срок которой 3 месяца со дня подачи декларации.
НКБ
Постоянная ссылка #

Извините, опечаталась, декларация по НДС за 2 квартал 2017 г. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2017 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 08.12.17. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2017 г. 11.12.17., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 3 дня. Сумма НДС к уплате в декларации не изменилась. 13.06.2018. налоговая прислала Акт об обнаружении фактов....налогового правонарушения (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.) Акт ставлен на основании п. 1 ст. 101. 4 НК РФ. и к камеральной налоговой проверки декларации по НДС он отношения не имеет.  Основание составления Акта - иные мероприятия налогового контроля. Повторюсь: п.1 ст. 101.4 НК РФ предусматривает составление акта в течение 10 дней СО ДНЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Вопрос: можно ли считать днем ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ должностным лицом налогового органа - дату подачи корректирующей декларации по НДС за 2 квартал 2017 г., а именно - 11.12.17. а, следовательно, составление Акта за пределами срока, установленного в п.1 ст. 101.4 НК РФ? Уважаемые эксперты, выскажите, пжл, свое компетентное мнение по этому вопросу. Спасибо. 

Практикант Юрий
Постоянная ссылка #
При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ, должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт.
Срок составления акта - в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ. Указанный срок исчисляется с соблюдением правил, установленных ст. 6.1 НК РФ:
- срок определяется в рабочих днях;
- течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. То есть, со дня, следующего за днем выявления правонарушения.
Моментом выявления нарушения является момент истечения срока, предусмотренного для исполнения обязанности, установленной законодательством о налогах и сборах (постановления Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13 и от 10.04.2013 № 06АП-1281/13, Семнадцатого ААС от 19.10.2012 № 17АП-11009/12).
В то же время из п. 1 ст. 101.4 НК РФ не следует, что десятидневный срок составления акта является пресекательным и что за пределами этого срока налоговый орган не вправе составлять акты о выявленном правонарушении.
В силу п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
При этом арбитражные суды исходят из того, что нарушение сроков составления акта не является существенным нарушением процедуры проведения проверки (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.03.2016 № Ф02-1247/16, ФАС Северо-Западного округа от 24.05.2013 № Ф07-2011/13, Шестого ААС от 29.01.2014 № 06АП-6946/13).
Вместе с тем, несвоевременное составление акта может привести к пропуску налоговым органом совокупного срока взыскания налоговой санкции в судебном порядке (постановления Шестнадцатого ААС от 24.06.2014 № 16АП-1930/14, Шестого ААС от 15.12.2014 № 06АП-6721/14)
Lyubov_buh
Постоянная ссылка #

Здравствуйте!

У меня похожая ситуация, как у автора НКБ.

В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 2 квартал 2018 г. налоговая инспекция выставила требование о представлении пояснений. Срок ответа на требование (5 дней) истек 13.09.18. Вместо представления пояснений, организация подала уточненную декларацию по НДС за 2 квартал 2018 г. 15.10.18., т.е. с пропуском срока представления пояснений по требованию на 22 дня.

Практически спустя год налоговая составила акт об обнаруженных ею фактах, свидетельствующих о налоговом правонарушении В акте - штраф по ст. 129.1 п. 1 - 5000 руб.

Я подала возражения

В них основная мысль была следующая:

Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов(пояснений) в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ,ст. 129.1 так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).

К сожалению, налоговая признала их необоснованными и спустя 1, 5 месяца после акта прислала решение о привлечении к ответственности. Также вместе с возражениями я подавала ходатайство о смягчении ответственности, но налоговая его проигнорировала.

Прошу эксперного мнения стоит ли подавать апелляционную жалобу

 

Lyubov_buh
Постоянная ссылка #

Прошу прощения,закралась опечатка,  решение налоговая прислала не спустя 1,5 месяца после акта, а спустя 2,5 месяца после даты рассмотрения дела (дата решения 26.09. 2019,эта дата совпадает с датой рассмотрения дела, а прислали его только 03.12.2019).

Perito
Постоянная ссылка #

Добрый день.

Я думаю, что жалоба бессмысленна. Сложившаяся за последнее время судебная практика, говорит о том, что при наличии налогового правонарушения позднее оформление налоговым органом акта и решения о привлечении к ответственности - не причина для отмены такого решения. Отменить решение по процедуре можно только в случае грубого нарушения прав налогоплательщика. Ну, например, не уведомили о рассмотрении материалов проверки, и, таким образом, налогоплательщик лишился возможности участвовать в рассмотрении и отстаивать свою точку зрения.

У вас нарушение на лицо: в установленный срок вы не представили пояснения или уточненку. На мой взгляд ссылка на отсутствие правонарушения с вашей стороны не имеет оснований.

По поводу представления документов по первоначальной декларации после подачи уточненки, мнение тоже изменилось, на прямо противоположное: уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

Lyubov_buh
Постоянная ссылка #

Добрый день! Большое Вам спасибо за ответ. Если можно дайте, пожалуйста, ссылки  на мнение, что уточненка не отменяет необходимость представления документов по требованию, направленному в ходе камералки первичной декларации.

И еще вопрос про хадтайство о смягчении ответственности, там я просила учесть, что подобное нарушение было впервые, неумышленно и оплата налога проведена в срок. Его  просто проигнорировали. Это не является нарушением?

 

Perito
Постоянная ссылка #

Определение ВС от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522 по делу № А65-27076/2014.

Вы можете подать в УФНС жалобу о том, что инспекция при принятии решения не учла заявленные вами смягчающие обстоятельства. Возможно ваше ходатайство было проигнорировано, поскольку вы одновременно оспаривали привлечение вас к ответственности. Т.е., вы одновременно просили снизить штраф и вынести решение об отказе в привлечении к ответственности, и налоговая не поняла, чего вы собственно хотите). Но, тем не менее, налоговики должны были дать оценку вашим смягчающим обстоятельствам и признать или не признать их таковыми.

Lyubov_buh
Постоянная ссылка #

Большое спасибо. А как вы считаете можно написать в жалобе и про сроки и про неучтение заявленных обстоятельств. От этого хуже не будет? Понимаю, что вы уже указали свое мнение по поводу сроков  выше.

Но основываясь на своем опыте, могу сказать, что налоговая очень не любит апелляционные жалобы, в которых указаны их нарушения. Я подавала их дважды и оба раза звонили из налоговой и просили забрать жалобу в обмен на "аннулирование" акта.

Поэтому хочется все написать, чтобы как говориться "застращать"))  

Perito
Постоянная ссылка #

Нет, хуже не будет. Более того, в жалобе вы должны указать все обстоятельства дела, на которых основываются ваши доводы. Самое страшное, что может случиться, это ответ УФНС в стиле "ИФНС конечно статьи ХХ НК РФ, и мы их за это пожурим, но это не отменяет вашей вины".

Lyubov_buh
Постоянная ссылка #

Большое Вам спасибо за участие. Пойду подавать. О результатах напишу в эту тему.

Goras
Постоянная ссылка #

А что именно не понятно? Довольно сносно все обьяснено. Бывает что и хуже. Деталей и допущений больше в разы. А в этом случае предельно понятно. Ну почти можно сказать

 

В ходе документальной (выездной) проверки таким днем будет оформление акта. Во всех остальных случаях - по ситуации. В НК не расписано, но часто встречается в решениях судов.
Приведу неплохой комментарий знакомого юриста:
"Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Таким образом, можно предположить, что для налоговых правонарушений, по ст. 122 и ст. 123 НК РФ, которые, как правило, и выявляются по результатам выездных налоговых проверок, моментом, с которого начнет течение срок давности взыскания налоговой санкции, будет являться дата составления акта выездной налоговой проверки.

Что же касается иных налоговых правонарушений, то дата их обнаружения должна определяться исходя из конкретных обстоятельств дела. Причем даже если, например, налогоплательщик не представит в процессе выездной налоговой проверки какие-либо документы, т.е. совершит налоговое правонарушение по п. 1 ст. 126 НК РФ, срок давности взыскания санкции должен начать исчисляться не с момента составления акта по результатам этой выездной проверки, а по истечению срока, в течение которого эти документы должны быть предоставлены (постановление ФАС СЗО от 25.09.2001 N А26-2532/01-02-04/95; постановление ФАС УО от 05.03.2003 N Ф09-419/03-АК; постановление ФАС ВСО от 20.05.2003 N А-33-14621/02-С3с-Ф02-1370/03-С1).

При проведении иных, помимо выездной налоговой проверки, мероприятий налогового контроля днем обнаружения правонарушения можно назвать день, когда полномочное должностное лицо налогового органа выявило деяние лица, содержащее состав данного налогового правонарушения. При этом не имеет значение, оформляется ли факт обнаружения налогового правонарушения каким - либо актом или в составлении такого акта не было надобности, т.е. важен сам факт обнаружения налогового правонарушения. В литературе по этому поводу правильно указывается, "если налоговые органы и составляют акты при камеральных налоговых проверках на сео соответствие и поисковые алгоритмя рунета и гугла в частности и иных мероприятиях налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок подлежит исчислению со дня обнаружения налоговой инспекцией факта налогового правонарушения безотносительно даты составления акта. Этот день в каждом конкретном случае устанавливается по-разному"

Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение