Что за напасть этот ненормированный рабочий день?

Викочка
Постоянная ссылка #
Знакомый заключил трудовой договор, в котором указано, что у него ненормированный режим работы. В итоге регулярно (рабочий день с 8-00 до 18-00 с перерывом на обед) остается после работы.
Руководство говорит, то поскольку установлен ненормированный режим платить оно за дополнительные часы не должно.
Это действительно так и какие-то ограничения на время привлечения при ненормированном режиме есть?
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Ненормированный рабочий день - это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).
Те должности для которых устанавливается подобный режим компания закрепляет в локальных актах самостоятельно. Условие о назначении ненормированного рабочего дня обязательно вносится в трудовой договор.
Систематическое привлечение работника к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени может рассматриваться органами, осуществляющими надзор и контроль, и судебными органами как сверхурочная работа, за которую положена соответствующая компенсация.
Работник, которому установлен такой режим, может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после его окончания. Согласия работника на это не требуется (Письма Минтруда России от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616, Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).
Как привлекать такого сотрудника к работе за пределами обычного дня нигде не сказано. Можно делать это как устно, так ив письменном виде. Некоторые рекомендуют письменно фиксировать поручение работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, с указанием конкретной даты и времени такого привлечения.
Отработанное в результате дополнительное время в табеле не отражается, так как не является сверхурочным. Однако ряд специалистов предлагают вести для накопления данных о нем какие-то отдельные регистры.
Единственная «привилегия» сотрудника с ненормированным рабочим днем – дополнительный отпуск не менее 3 календарных дней, максимальная длительность которого ограничивается только нормами в локальных актах компании.
Таким образом, если вас привлекают после 6 часов 1 раз в 1-2 недели, то оснований для каких-либо претензий у вас нет. А вот если 2-3 дня еженедельно, это можно расценивать как попытку «замаскировать» сверхурочку под ненормированный день и при этом не оплачивать ее.
Викочка
Постоянная ссылка #
Вот таких подробностей я не знаю, но зачитаю ему ваш ответ. Спасибо.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Кстати, забыл указать, что есть категории работников, кому такой режим в принципе назначать нельзя, так как для них установлена сокращенная продолжительность работы:
• Несовершеннолетним до 18 лет (абз. 2, 3 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
• Инвалидам I или II группы (абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);
• Сотрудникам с вредными и опасными условиями труда категорий 3 и 4 (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #
Хорошо бы еще расшифровать для интересующихся, что это за категории.
А то регулярно вижу, как, например, ненормируемый день устанавливают водителям. В то время, как они, если не ошибаюсь, как раз к 3 категории относятся.
Да и ПДД не приветствует работу водителя без необходимых перерывов на отдых.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
Знаючтоговорю водителей относят к категории вредности не по должности, а по транспортному средству, которым они управляют.
Почти все, кто сидят на старой технике (грузовики, самосвалы) получают 3.2 с факторами "шум" и "вибрация" выше нормы. Но они под сокращенное рабочее время не подпадают. И это, как правило, максимум.
Все, кто сидят на легковых машинах – без вредности, трактористы, что меня удивило, также были признаны в числе тех, у кого нет вредности.
Теперь по степеням вредности:
3 степень
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
4 степень и опасные условия труда
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности
Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
У водителей, на моей памяти ни у кого такого не было и не будет (если только где на ядерном полигоне или в карьере каком-нибудь, в среднестатистическом предприятии такое маловероятно).
Что касается регулирования рабочего времени водителей, то ПДД к нему имеет косвенное отношение, основной документ — это Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15).
Конкретного запрета на ненормированный рабочий день для водителей, я в нем не видел.
Единственные ограничения:
• непрерывное управление автомобилем должно составлять не более 9 часов в смену (п.16);
• Время работы в смену не более 12 часов (п.23)
• междусменный отдых не может быть менее 12 часов (п.25).
То есть, не вижу препятствий для ненормированного рабочего дня у водителей, но вот время непосредственного управления в сутки нужно будет контролировать.
Знаючтоговорю
Постоянная ссылка #
Знаю, что у водителей отдельная СОУТ.
И там, помимо шума и вибрации, еще учитывается пребывание за рулем, само по себе (длительное нахождение в этой позе вредно) и тому подобное.
Сергей экономист
Постоянная ссылка #
У нас была оценка, по позе и сидению за рулем вредность не назначили - в том числе и по межгороду (легковушки кстати тоже регулярно в командировках).

У водителей погрузчиков, операторов штабелеров поза тоже ни на что не повлияла)))), хотя эти факторы оцениваются, но это по всем должностям, как например постоянные наклоны с грузом или регулярные передвижения и т.д.
Создайте новый комментарий в теме
Прикрепить файл
?
Получить e-mail уведомление об ответе
Есть вопрос по другой теме? Можете создать Новое обсуждение